Заседания родительского собрания

13.02.2023

заседания родительского

собрания

 

Тема: «О роли семейного чтения как способа приобщения детей к изучению чеченского языка».

 

Председательствующий – Мунаева М.С-М.

Секретарь –Исмаилова М.У.

Присутствовало:  17 человек

 

                                                ПОВЕСТКА  ДНЯ

 

1.О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка.

Викторина «Знаете, ли Вы детские произведения?» (с участием родителей) 10 почему детям необходимо читать книжки. Памятки «Семья и книги».

        

1.СЛУШАЛИ: Заведующий детским садом Мунаева М.М-С. поприветствовала родителей. Добрый день, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о роли семейного чтения как способа приобщения детей к изучению чеченского языка.

Нашу встречу я начну со слов А.Сулейманова:

                                                                      «Родина, народ, язык – эти три слова     

                                                                неразрывно связаны одной жизнью,          

                                                                когда вымирает (исчезает) одно

                                                                из этих понятий, то вымирают все»

 

Каждый народ существует до тех пор, пока функционирует его язык. Другими словами, без языка нет народа. Для нас, чеченцев, родной язык имеет огромную значимость, так как на нем зиждется духовно-нравственное начало народа. Ведь чеченский язык передает из поколения в поколение прекрасные обычаи и традиции нашего народа. Чеченский язык – ключ ко многим тайнам в истории народа. Тот, кто не ценит родной язык, на мой взгляд, не достоин уважения.

Но сегодня проблема приобщения детей к чтению глобальная. Тяжело оторвать детей от телеэкранов и мониторов, мышление у них своеобразное, клиповое. Нужно словом или игрой завлечь их в мир чтения. Объяснить, насколько значимо оно в жизни.

В последнее время прилагаются огромные усилия для развития и совершенствования языка, для его изучения. И если раньше чеченский язык в школах изучали недостаточно, то сейчас его изучают уже с детского сада. На родном языке издаются книги и журналы. Одним словом, уделяется огромное внимание совершенствованию и популяризации языка. Поэтому сейчас чеченская речь слышна повсюду.

Развитию чеченского языка способствует прежде всего общение на этом языке не только в узком семейном кругу, но и во всех сферах общественной жизни. Начинать, конечно, нужно с себя. Заставь себя каждый день по 30 минут читать на родном языке в определенное время. Часто мы, являясь носителями чеченского языка, пренебрежительно относимся к нему, то ли чтобы казаться в обществе «продвинутыми», то ли из-за отсутствия интереса к родной культуре, обычаям.

Нужно создать условия, в которых дети говорили бы   на чеченском языке. С маленьких детей нужно начинать – в них основа основ для развития чеченского языка. Нужно усиленно работать над развитием речи. Грех жаловаться, у нас много писателей, пишущих для детей. Я бы порекомендовала произведения наших  детских классиков Саида Гацаева, Умара Гайсултанова, Жамалди Махмаева, Исмаила Демеева, из современных авторов – Мусу Сейлмуханова, Зайнап Сулеманову, Азман Джабраилову, Айзу Резванову, Аминат Тапалаеву. Главное, заинтересоваться самим такими изданиями и мотивировать, приобщить детей к чтению. 

РЕШИЛИ:

1.1.Читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному, рассматривать иллюстрации.

 

2.СЛУШАЛИ: Старший воспитатель Исмаилова М.У.  провела викторину с участием родителей:

Закончите пословицу:

        1.Вина мохк ……… (мазал мерза бу)

        2.Дикачу пхьидо шен 1ам хестабо.

        3.Шен ненан сий лардечо ………. (Даймехкан сий а лардийр ду).

4.Шен ц1а………… (ц1ен ц1а).

5.Воккхачо аьлларг цадинарг……… (бердах вахна).

6.Дешар - серло, ца дешар………. (бода).

7.Х1ума хаар………. (нахе ладог1ар).

8.Ц1арца бегаш ма бе, ………. (хих а ма теша).

 

К какому виду творчества это относится? 1. Биъ ловзуш берг, шиъ Iуттуш ерг, цхьаъ ластош ерг? (Етт) (Хетал-метал) Дохнаца хьекъал эцалур дац. (киц)

3.Со чу шершин чухула, ча чу ца шерша, ча чу шершин чухула, со чу ца шерша (чахкаалар)

 

 

РЕШИЛИ:

2.1. Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки

 

3.СЛУШАЛИ: Педагог-психолог Арснукаева И.С-С. рассказала о десяти «почему» детям необходимо читать книжки:

Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Чтение развивает мышление. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Книги помогают ребенку познать самого себя. Книги помогают детям понять других. Книга объединяет поколения. Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Книги придают силы и вдохновение.  Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения. Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки.

РЕШИЛИ:

3.1.Каждой семье организовать вечера семейного чтения.

 

4.СЛУШАЛИ: Старший воспитатель Исмаилова М.У. зачитала памятку «Семья и книга» и раздала их родителям для ознакомления.

ВЫСТУПИЛА:

Родитель Раигова Хава поблагодарила работников ДОУ за прилагающие огромные внимание для развития и совершенствования языка, для его изучения. Создают условия и усиленно работают над развитием речи воспитанников.

4.РЕШИЛИ: 4.1.Взять во внимание рекомендации из памятки.

 

 

 

 

Председательствующий _____________Мунаева М.С-М

 

                       Секретарь ______________Исмаилова М.У

 

 

 

 

 

 

                                     

Памятка для родителей

«СЕМЬЯ И КНИГА»

 

Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.

Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле, и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.

Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей. Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку. Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им. Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально. Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.